В минувшем сентябре в Астане председатель КНР Си Цзиньпин выступил с инициативой создания экономической зоны совместного процветания Китая и стран Центральной Азии вдоль древнего Шелкового пути. Тектонические процессы глобальной трансформации со всей очевидностью указывают на то, что центр мира перемещается на Восток, из Атлантики в тихоокеанскую зону. И здесь у России открываются возможности войти в эту зону. Для этого достаточно поменять отношение к «Расширенной туманганской инициативе» (РТИ), с 2005 года выступающей продолжением Программы по развитию района реки Туманная на стыке границ РФ, КНР и КНДР.
Региональная туманганская программа развития ООН для стран Северо-Восточной Азии, выходящих на Японское море, была принята в 1991 году. К 1996 году в нее вошли КНР, обе Кореи, Монголия, Россия и Япония. Поскольку выход Китая и сухопутных маршрутов международной торговли стран Центральной Азии на Японию через Хасанский район Приморского края де-факто создает условия для тихоокеанской альтернативы американской политике, проект не получил должного развития.
А перспективы у этого проекта определяются грузовой базой транзита через территорию Приморья объемом 10 млн тонн в год. В начале проекта это были уголь и зерно, теперь это еще и автозапчасти, контейнерные грузы, рыбопродукция, древесина, текстиль, стройматериалы и продукты питания.
Создание транспортного коридора: Хунчунь (КНР) – переход Краскино (Махалино) – Зарубино (порт Троицы) – порт Ниигата (Япония) давал бы России на транзите норму прибыли порядка 300%.
А нужно-то проложить 70 км непересекающейся с РЖД линии от китайской границы до порта Троицы. Кроме того, надо построить специальный причал и пустить в Ниигата железнодорожный паром. Поскольку ширина колеи в Китае и Японии (а теперь и в ЦА) одинаковая и не совпадает с российской, то вагоны от любой станции Шелкового пути через Японское море могут следовать без перегруза. Два железнодорожных парома немецкой фирмы Dornier на 400 вагонов позволят перевозить в прямом сообщении 5 млн тонн грузов в год. Уже этого грузопотока хватит, чтобы превратить юг российского Приморья – специальную зону развития в Хасанском районе – в «наш российский Гонконг».
Инфраструктурный проект в специальной зоне вдоль транспортного коридора «Приморье-2» давным-давно готовы профинансировать китайцы. Деньги на эти цели в КНР есть. Нет стратегического видения в коридорах российской власти перспективы создания на китайские деньги под транзитные грузы зоны совместного процветания вдоль Шелкового пути, который продлится теперь и на Восток до Японии. А ведь создание такого коридора и зоны развития вдоль него стало бы для России «сухопутным Босфором».
В ходе предстоящей встречи премьеров России и Китая в Пекине у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева будет возможность дать российский дальневосточный ответ на китайскую инициативу Шелкового пути для Центральной Азии. Состоится ли такой ответ по существу совместного процветания на Дальнем Востоке или дело кончится «энергетическим диалогом» по перекачке в Китай российской нефти и газа? Так или иначе, очередная встреча премьеров в декларациях и по умолчанию покажет реальный расклад сил в треугольнике РФ – КНР – США
Шелковый путь и Туманганская инициатива
|