Знаменитый автор и исполнитель шансона совмещает творческий процесс с руководством муниципальным культурно-досуговым объединением Хасанского района Приморского края.
Имя Виктора КОПЕЙКИНА известно широкой публике далеко за пределами Приморского края. Его знают как автора и исполнителя песен в жанре "Русский Шансон", кроме того, он известен как один из организаторов фестиваля бардовской песни "Славянский берег", ежегодно проводящегося с 1990 года. А вот о том, что он уже более четырех лет возглавляет муниципальное учреждение "Культурно-досуговое объединение" Хасанского района знают, пожалуй, только в Приморье.
ДОСЬЕ
Виктор Николаевич Копейкин. Родился и вырос в Сибири в городе Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области в 1955 году. Закончил военное командное училище. Прошел путь от лейтенанта до подполковника, от командира взвода до заместителя командира полка морской пехоты.
С юных лет писал стихи и музыку. В 1998 год представлял Тихоокеанский флот на Всесоюзном конкурсе солдатской песни "Виктория" в Москве (ранее конкурс был известен под названием "Когда поют солдаты"), где стал победителем.
В 2000 году закончил военную службу, ушел в запас. Вот уже на протяжении 12 лет пишет и поет песни в музыкальном жанре "Русский шансон". Проехал с сольными концертами по городам и поселкам от Приморья до Кузбасса. За этот период вышло два музыкальных альбома "Горит земля" и "Батя". Альбом "Батя" несколько лет звучит в эфире "Радио шансон" Приморского края.
Семейное положение - вдовец, двое детей и трое внуков.
КАК МОРПЕХ СТАЛ ШАНСОНЬЕ
- Виктор Николаевич, как вы стали шансонье?
- Всерьез я этим стал занимться еще во время службы. После окончания военно-командного училища я около года прослужил в европейской части России, однако затем пришла разнарядка на одного офицера для морской пехоты. Нужен был спортсмен, а я в то время был перворазрядником по лыжному спорту и кандидатом в мастера спорта по боксу, так что в результате конкурса личных дел выбрали меня. Так я попал в часть морской пехоты в Хасанском районе. Параллельно со службой занимался творчеством — так, чтобы это не мешало основному занятию.
- А ваше руководство и сослуживцы к этому нормально относились?
- Да. Меня приглашали петь на различных военных праздниках, и мне посчастливилось учиться у таких мастеров, как певцы из Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Я учился у них и вокалу, и оранжировкам, и в их студии писал песни. Еще до увольнения в запас я победил в таком крупном конкурсе как "Виктория" ("Когда поют солдаты") в Москве.
Когда я уволился со службы, то решил остаться здесь, потому что люблю этот край, здесь родились мои дети и внуки. Особенно люблю сам поселок Славянка.
Обычно офицеры, увольняясь с воинской службы, умеют хорошо стрелять и командовать, а у меня получилось, что я мог и петь впридачу. Поэтому после увольнения я создал свою группу, - нас было трое и мы ездили по всему краю с концертами. У меня была своя студия — "Славянский берег". В честь нее назван песенный фестиваль, который проводится у нас ежегодно.
- Что является объектом вашего творчества?
- Мой первый альбом называется "Горит земля", он был записан еще во время службы и в первые годы после ухода в запас я исполнял то, что наработал за это время. В этом альбоме песни, в основном, о войны, о мужской дружбе. И на самом диске посвящение - моим друзьям, живым и павшим, тем, кто прошел горячие точки... Второй мой альбом вышел позднее, там песни и о любви, и о дружбе и просто о жизни — о том, что меня задевает. Заказные песни, - песни о том, что мне не близко, я не могу писать...
- А что такое заказная песня?
- Ну, предположим, приближается юбилей некоего муниципального образования. А глава муниципалитета — бывший морпех и его заместители тоже. Они мне звонят: ты же наш бард, давай, пиши песню про нас, про наш муниципалитет. Я говорю: хотя бы скажите, о чем писать. Они мне перечисляют основные даты, улицы, исторические персонажи. Но меня это как-то не задевает. Я еду в этот муниципалитет, думаю: может, там что затронет. Съездил, посмотрел, поговорил, - не задело... Я и не стал писать, хотя это деньги и немалые...
ЧТОБЫ ХОРОШО ПЕТЬ, НУЖНО "ВЖИТЬСЯ" В ТЕКСТ
- Как вы определяете жанр собственного творчества?
- Я думаю, что ко мне больше подходит шансон. Шансон (в правильном понимании, а не искаженном) - это дворовая песня, душевная песня. Не всякая тюремная песня - шансон. Шансон отличается от попсы и других жанров содержательностью текста. Я считаю, что бардовская песня — это тоже шансон, одна из его разновидностей, наряду, например, с эстрадным шансоном.
О профессиональном уровне любого исполнителя шансона я сужу по тому, насколько глубоко он передает смысл текста, насколько глубоко он в этот текст "вживается"... Если певец поет, любуясь собой, и не вникает в смысл стихов, я считаю, что он плохо поет. И я уверен, что большинство слушателей чувствуют это, их не обманешь...
- Что нужно, чтобы написать хорошую песню в стиле шансон?
- Для этого нужно написать стихи, а чтобы написать стихи, необходимо иметь дар от Бога и быть знакомым с творчеством великих поэтов. Эти два условия обязательны. Как председателю жюри на фестивале бардовской песни мне часто приходится общаться с авторами-исполнителями. Бывает, срифмует человек "палка — галка", прибегает ко мне и начинает рассказывать: "Ты знаешь, это такой шедевр". Я тогда спрашиваю: "Ты Пушкина читал? Есенина читал? Высоцкого слушал?" Молодежь иногда даже не знает, кто это такие...
Без знакомства с творчеством лучших поэтов, у автора не будет текста с глубоким содержанием. Если человек умеет рифмовать, это еще не значит, что он поэт. Поэт — это звание, которое слишком ко многому обязывает...
СЛАВЯНКЕ — НАСТОЯЩИЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ
- Виктор Николаевич, а как получилось, что знаменитый шансонье стал чиновником?
- Весной 2009 года ко мне обратился Александр Степанович НАРЫЖНЫЙ, которого незадолго до этого избрали главой района. Он и предложил мне возглавить муниципальное "Культурно-досуговое объединение" (КДО). Нужно сказать, что к этому времени коллектив КДО ютился в одной комнатке при музее, где у него не было ни сцены, ни приличного оборудования. А здание Дома культуры было передано Центру детского творчества и стояло, в основном, закрытое. Здание постепенно разрушалось, а сам КДО, по сути, никому не был нужен. Шли разговоры о том, чтобы ликвидировать КДО вообще, а коллективу уже было выдано предупреждение о будущем сокращении.
Я сказал: хорошо, я пойду, но нужно КДО перевести в здание Дома культуры и нужно поддержать учреждение выделением бюджетного финансирования. На том и порешили. Центру детского творчества оставили второй этаж на условиях безвозмездной аренды. А чтобы привести здание (оба этажа) в порядок мне пришлось переквалифицироваться в прорабы. Первые два-три года мы все время что-то ремонтировали: потолки, подвалы, меняли двери.
- Насколько удались эти реформы?
- К настоящему времени, я считаю, у нас в Доме культуры один из лучших в Приморье залов для выступлений (уж я-то по краю поездил с концертами, знаю, о чем говорю). У нас он оборудован светом и звуком профессионального уровня, а также подобран хороший коллектив специалистов. Как результат - нас в последнее время посетили уважаемые творческие коллективы, которые не везде согласятся выступать. Это, например, Тихоокенский симфонический оркестр, оркестр "Мариачи Фиеста" (США, Калифорния), Виктор ГАЛКИН и Приморский краевой драматический театр молодежи, Приморский краевой академический театр имени Горького, а также другие коллективы и известные актеры.
Конечно, мы еще не все в Доме культуры сделали, что хотели. Может быть, сделали процентов 50 от намеченного. Еще бы года два, и мы сделали бы в Славянке настоящий Дворец культуры.
- Из-за административной работы не пришлось порвать с творчеством?
- Нет, я и сейчас выступаю, прошел множество конкурсов. Дважды побеждал на фестивале "Приморские струны", на других местных конкурсах — и выступал, и побеждал. Уже в этом году я победил на Всероссийском конкурсе русского шансона "Черная роза", который проводится в городе Иваново, - на родине легендарного шансонье Аркадия Северного.
Приморский шансонье Виктор Копейкин не пишет песни под заказ
|