Долгий афганский след

|
15 февраля страна отметит четверть века с того дня, как советские войска были выведены из Афганистана. Среди тех, кто выполнял приказ Родины за ее пределами, воины-интернационалисты офицеры запаса Сергей Ефимович КОРКИН и Владимир Алексеевич ЕРМИЛОВ.
Эти профессиональные военные науке побеждать учились на примерах своих отцов-фронтовиков. Оба награждены орденами Красной Звезды. Их правдивый рассказ стал разговором о памяти и долге, о достоинстве и мужестве солдат России, которые отстаивали в горячих точках интересы страны.
Потомственный разведчик
Свой судьбоносный выбор Владимир Ермилов, сын командира взвода войсковой разведки Алексея Васильевича Ермилова, воевавшего на Волховском фронте, сделал в 17 лет. В 1967 году он поступил в Омское высшее командное училище. После окончания получил назначение в Германию, где прослужил пять лет. Потом были Тверской гарнизон, Южная группа войск в Венгрии. В 1986 году Владимира Ермилова направили в Афганистан начальником разведки 66-й бригады. Перед вылетом в горячую точку проходили подготовку в Туркестанском военном округе. Условия были приближены к боевым, но в горах понадобилось немало дополнительных навыков.

Афганская война стала суровым испытанием даже для тех, кто в армии служил не первый год. Поступали приказы ликвидировать то караван, то базу, то снова караван. Из Пакистана боевикам шли боеприпасы, продукты, одежда. По разведданным о скоплении бандформирований строилась тактика войны. Было много потерь. С этим трудно смириться даже сегодня.

Владимир Алексеевич рассказывает:
С вертолета высаживалась группа 25 человек, ребята тогда прыгали на караван и... попадали прямо на душманов. Ротный Толя Опеко, старший лейтенант, получил сразу две пули, его не удалось спасти...

В том бою погибли три товарища, четверо были ранены, но выжили. Для командира это не только статистика. Удачная операция – когда не только выполнили приказ и сохранили жизни.

Ермилов рассказал, как однажды взрывали базу с боеприпасами в горах. На задание пошли 15 бойцов. Бесшумно подобрались к объекту ранним утром, когда все спали. Удалось выполнить задачу без единого сбоя, а главное – без потерь. Целыми и невредимыми разведчики вернулись в расположение. Зато пламя от взрыва было видно на расстоянии 50 километров.

За эту операцию Владимир Ермилов был награжден вторым орденом Красной Звезды. Однажды разведчики гнали банду, которая уходила за границу, и наткнулись на засаду. Когда взорвалась граната, Ермилов и три солдата получили тяжелые ранения. После более двух месяцев реабилитации Владимир Алексеевич снова вернулся в строй. После тяжелого второго ранения для него афганская война закончилась.

Владимир Алексеевич, рассказывая о войне, не раз отмечает: мы были молодыми, отчаянными, лихими. Но умели и многое терпеть – жару, жажду, благодаря смекалке находили выход из самых трудных ситуаций, выше всего ценили честь и братство. Ермилов не помнит ни одного случая предательства. В плен солдаты попадали разве что без сознания. Многие местные жители уважали наших воинов.

Еще до ввода войск у Советского Союза были дипломатические отношения с Афганистаном, там работали строители. В Кабуле, вспоминал Владимир Ермилов, стояли целые улицы пятиэтажек, так называемые «советские районы». Солдат войну не выбирает. Но ни им, ни стране не в чем оправдываться. Теперь, с позиций уже послевоенных лет, это понимают многие.
На Бога надеялись – сами не плошали
Сергей Коркин географию и историю родной страны изучал не только по учебникам, но и по рассказам отца – профессионального военного, фронтового командира. Для Ефима Сергеевича Коркина война началась в декабре 1941 года в составе сибирской дивизии, а закончилась в 1944 году в Будапеште. Судьба бывалого фронтовика предопределила и судьбу его сына. В 1971 году поступил в Омское высшее командное училище, потом был направлен в пятую Краснознаменную армию Дальневосточного округа. Служить начал на Китайской границе в Хасанском районе командиром пулеметного взвода. Продолжил путь в Московском военном округе, затем в Германии.
В 1986 году командование направило офицера в распоряжение Туркестанского военного округа. Воевал в Афганистане с октября 1986-го по ноябрь 1988 года в составе 108-й мотострелковой дивизии 40-й армии.

Их полк располагался на окраине Кабула. В обязанности заместителя комбата Сергея Коркина входило сопровождение транспортных колонн, которые перевозили боеприпасы, горюче-смазочные материалы и продукты. Джелалабад, Газни, Гардес, Багра – эти населенные пункты теперь навсегда останутся в его памяти.

– На Дальнем Востоке узнал на практике про укрепрайоны, казематы, доты, дзоты. Но воевать в горах – не на сопках, – вспоминает Сергей Ефимович. – Многому учились заново. Первые бои самые жуткие: пули свистят, взрывы, горят техника и люди. Для душманов, или духов, любимая мишень – бензовозы.

Коркин рассказывает, что первое время на афганских дорогах его взгляд то и дело спотыкался о сожженные БТРы и танки. Как-то на глазах взорвался танк, у которого башню унесло за несколько метров. Потом многое вошло в привычку. Война была одновременно работой, хотя и опасной. Сергей Коркин рассказывал:

– Утром в 4 часа поступает приказ, а в 6 уже принимаешь под охрану транспортную колонну. На Джелалабадском направлении было много сторожевых застав. Дороги на Газни, Гардес постоянно минировались. Саперам на войне доставалось с лихвой, они в день по 20 километров накручивали со своими «щупами». Потом давали команду: «Все – вперед: дорога свободна».

Первый орден Красной Звезды Сергей Ефимович получил за бой на сторожевой заставе, подстанция которой обеспечивала электроэнергией Кабул.

В тот день их стрелковый батальон только расположился на отдых после сопровождения транспортных колонн, бойцы пополняли боеприпасы… Вдруг сообщение: заставу окружила банда – примерно 25 человек. Батальон прорывался к заставе, которая была в самом низу ущелья, на трех БТРах под шквалом огня.

– В бою был тяжело ранен командир заставы, его мы не довезли. Троих раненых загрузили через боковой люк на БТР, они выжили, – для бывшего замкомбата Сергея Коркина снова ожили все события того дня.

Через год их батальон в составе 103-й воздушно-десантной дивизии, которой командовал Павел Грачев, принял другой бой. В то время участились подрывы на фугасах гусеничной техники. Зато БТР-80 на колесном ходу проскакивал по опасным дорогам. Однажды в районе Газни душманы начали обстреливать реактивными снарядами командный пункт. Батальону поставили задачу – выдвинуться к кишлаку, определить, откуда огонь, и уничтожить. Времени в обрез, рядом – ни саперов, ни химотделения. «Тогда надеялись на солдатскую удачу да на Господа Бога…» – заметит Сергей Ефимович. Надеясь на Бога, они и сами не плошали: перекрыли огонь, уничтожили противника. По представлению комполка Сергей Коркин был награжден орденом Красной Звезды.

Он рассказывает о встречах на войне, в том числе и с командующим 40-й армией генералом Борисом Громовым, которого все ребята уважали за мужество и за то, что операции готовил «грамотно и капитально». От этого жизнь людей зависела. Служить под командованием Громова многие считали за честь.

Закончилась война для Сергея Коркина неожиданно. Но, несмотря на то, что замены уже ликвидировали, в ноябре приехал «сменщик»: высокий стройный парень, который служил до того в Таманской дивизии. Сергей Коркин позднее узнал, что в январе парень погиб. Сергей Ефимович скажет: «Такая вот судьба. Видно, я береженый. За два года – ни царапины». На войну его провожали жена, сыновья и мама, которая перекрестила сына и передала ему ленточку с надписью: «Спаси и сохрани». Когда воевал в Афгане, мама умерла. Он спешил на последний поклон, да не успел.

***
Война жестока. Но если она чему и учит – это умению дорожить теплом дома, малой и большой Родиной, хранить верность боевому братству. У ветеранов-афганцев подрастают внуки, которым нужны их уроки мужской надежности, честности и достоинства.

Галина СМИРНОВА
Долгий афганский след
logo

Добавить комментарий