Первого сентября отгремел День знаний, и отечественное образование погрузилось в будни. Будни для многих преподавателей, учеников и их родителей оказываются нерадостными. Не первый год федеральные власти продолжают реформировать среднюю и высшую школу, а качество образования только снижается.
Отечественное просвещение стремятся подделать под иностранные образцы, которые кто-то назначил примерными: в итоге сокращаются педагогические кадры и закрываются целые учебные заведения. Вместо работы над повышением уровня образования, на преподавателей и учащихся увеличивают нагрузку, что не приводит к лучшим результатам учебы.
Настоящей трагедией для многих сел становится закрытие "малокомплектных" школ. Родители детей из учреждений, которые закрываются по решению органов образования, в знак протеста начали сбор подписей в Интернете. Как сообщил корреспонденту "Росбалта" региональный координатор "Гражданской инициативы за бесплатное образование" Николай Соснов, закрытие сельских школ создает множество проблем и неудобств для детей.
"Зачастую эти школы расположены в таких местностях, что доставка детей в другую школу является весьма проблематичной. Вот, например, сейчас закрывают школу в селе Занадворовка Хасанского района Приморья. Предлагают детей возить в школу в селе Барабаш. Но многим родителям окажется удобнее вывезти детей в интернат или к родственникам в город, у кого есть возможность это сделать. В результате получается, что целые семьи уезжают, и благодаря этим событиям село опустело практически на треть. А ведь есть еще районы, приравненные к Крайнему Северу, где до другой школы – километров пятьдесят. Это значит, что дети должны вставать утром очень рано и весь день проводить в школе и в дороге, либо переходить на условия интерната. А это отрыв от семьи, что не очень удобно и приятно", — рассказал Соснов.
Гражданский активист напомнил, что так называемое объединение школ на деле сопровождается уничтожением традиций, наработанных педагогическими коллективами. "У каждой школы есть свои традиции, своя история. В приморском поселке Преображение сливают 10-ю и 11-ю школу. А ведь у 10-й есть свои традиции, своя методика воспитания и есть свой герой – выпускник школы, Герой Советского Союза, летчик Николай Казаков. Школу закроют, и все это забудется?", — заметил Николай Соснов.
Гражданский активист подчеркнул, что при ликвидации заведений под удар попадают и специальные, коррекционные школы. "У нас сейчас в моде такое понятие, как инклюзивное образование. То есть предполагается, что инвалиды, дети с определенными отклонениями в развитии, особенные дети, как принято говорить, будут ходить в обычную школу, и с ними будут работать обычные учителя. В лучшем случае, там будет какая-то ставка на специалиста. Но инклюзия хороша только в том случае, если в каждой школе для каждого такого ребенка будут созданы персональные условия. Но это будет в десятки, сотни и тысячи раз дороже, чем содержать коррекционные школы. Ведь детям с психическими, умственными или физическими отклонениями некомфортно пребывать в обычной школе, если она не оборудована специальным образом. У меня в мои школьные годы тоже были серьезные проблемы со здоровьем, и я знаю как тяжело таким детям учиться в обычной школе. А у нас сейчас, вместо того чтобы сохранить коррекционные школы, где работают специалисты, получившие специальное образование, эти школы "объединяют", — констатировал Николай Соснов.
Гражданский активист уверен, что объединение школ неминуемо ведет к ухудшению качества образования.
Тем временем федеральные чиновники, несмотря на жалобы о перегруженности учеников средних школ, решили прибавить им нагрузки. Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов в интервью "Российской газете" сообщил, что в новом учебном году второй иностранный язык станет обязательным предметом школьного образования. Он добавил, что не все школы пока готовы к новому стандарту обучения, поэтому им дается переходный период для адаптации.
Идея введения обязательного второго языка в средней школе выглядит непродуманной, прокомментировал член комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту Калининградской облдумы, директор школы Юрий Галанин. Как сообщил депутат, член фракции КПРФ, уже сегодня мало кто хочет изучать немецкий язык.
"Сейчас изучение иностранного языка у нас происходит со второго класса. Так во втором классе настоящие бои происходят: все родители хотят, чтобы их дети изучали английский язык. Также оказывается, что в вузы, в балтийский федеральный университет принимают только с английским языком. Возникает вопрос – как вводить обязательный немецкий язык, если его не хотят изучать? А если родители захотят вторым языком не немецкий, а польский, литовский, японский или китайский? Предложение министра образования совершенно не продуманно, лишь бы что-то сказать. Какое-то издевательство идет над народным образованием, начиная с введения ЕГЭ", — рассказал Юрий Галанин.
Председатель Общества русской культуры Татарстана, доцент КНИТУ Михаил Щеглов опасается, что под сурдинку "второго языка" власти республики вновь утвердят изучение татарского языка. Родители школьников уже многократно жаловались, что изучение татарского языка происходит за счет урезания часов на изучение русского. "Во многих школах, где татарский язык и так был по 5-6 уроков в неделю, увеличили изучение национального языка еще на один час. С предложением введения дополнительного языка предстоит разобраться, возможно, татарский для русскоязычных школьников приравняют к иностранному. Хотя в СМИ уже мелькали сообщения, что в каких-то школах зачем-то вводят изучение китайского языка. В воскресенье в Казани уже намечен митинг поддержки федеральной политики в сфере образования России и против произвола республиканских чиновников. Хотя в поддержку федеральной политики образования – это, конечно, не в поддержку таких министров, как Ливанов", — пояснил Михаил Щеглов.
Схожие проблемы – закрытия учебных заведений, сокращения преподавательского состава и, соответственно, снижения качества образования – наблюдаются и в высшей школе.
Преподаватель Уральского федерального университета с 40-летним стажем намерен уволиться со скандалом из-за значительного сокращения зарплаты после введения новых правил от Минобрнауки РФ. Как написал на своей странице в Facebook преподаватель с докторской степенью Алексей Мосин, его прежнюю нагрузку на 0,5 ставки профессора по новой системе в вузе пересчитали до размера 0,125 ставки, что привело к четырехкратному сокращению зарплаты. За 300 часов труда теперь ему будут платить 3 тыс. рублей.
Реформирование вузов, заключающееся в сокращении сотрудников, ведет к снижению качества образования, считает сопредседатель профсоюза "Университетская солидарность", доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. Как рассказал профлидер, из институтов и университетов увольняют совместителей, а нагрузку перекладывают на штатных сотрудников.
"Этот процесс идет в соответствии с так называемой дорожной картой реформирования образования. По ней запланировано, что количество преподавателей будет сокращено по сравнению с 2012 годом практически вдвое. Естественно, в первую очередь "режут" совместителей, а штатным сотрудникам увеличивают объем нагрузки. Но поскольку при этом общий объем часов не растет, последних переводят на части ставок – на 0,8, на 0,75, с соответствующим сокращением оплаты. Формально получается, что средняя зарплата якобы растет, потому что средняя зарплата пересчитывается на полные ставки. И вузы отчитываются, что они исполняют майские указы президента 2012 года", — объяснил Павел Кудюкин.
По словам профлидера, этот процесс происходит в вузах страны повсеместно с разной степенью интенсивности. "Когда растет нагрузка, и преподавателя заставляют читать несколько курсов, которые часто он раньше не читал – потому что сократили совместителя, который читал какой-то специфический курс – это влияет на качество преподавания. Это самое главное последствие этой безумной политики. Качество высшего образования падает и будет падать", — констатировал Павел Кудюкин.
Реформы системы образования происходят без какого-либо обсуждения в обществе и профессиональной среде. Однако такие "командные реформы сверху" оказываются возможны потому, что и общество, и профессионалы поворчат-поворчат, а потом берут под козырек. Прямо армия какая-то, а не образование.
Мрачный образ образования
|